Прослушивание и запись разговоров в больших помещениях

Организация прослушивания больших помещений

Многие монтажные организации, сталкиваются с тем, что один единственный активный микрофон, даже с выдающимися характеристиками, часто не в силах справиться с прослушиванием сложного по акустике помещения или большого зала.
Для больших залов очевидным решением повышения качества прослушивания всей площади, будет использование нескольких микрофонов. В этом случае микрофоны должны располагаться так, чтобы их зона чувствительности закрывала всю площадь помещения и частично перекрывалась между собой. Но дальше встает вопрос подключения этих микрофонов к видеокамере или аудиорегистратору.
Простое запараллеливание микрофонов на один аудиовход даст плохой результат, так как при этом ухудшатся параметры линии (емкость, сопротивление, индуктивность) и следовательно, происходит ухудшение качества аудиосигнала, а в моменты когда, сигналы разных микрофонов будут оказываться в противофазе, то они будут вычитаться друг из друга, вызывая некоторые провалы звука на записи.

Микшеры STELBERRY

Для объединения и суммирования аудиосигналов от различных источников в студиях звукозаписи давно и широко применяются аудиомикшеры различной сложности.
Но почему-то, такой широко известный и неотъемлемый для аудиостудий прибор до последнего времени не получил такого же широкого распространения в среде безопасности и аудио- видео- наблюдения.
Исправить такую досадную ситуацию и поднять возможности систем безопасности на новый уровень призваны модели микшеров STELBERRY MX-300, STELBERRY MX-310 и STELBERRY MX-320.
Основные характеристики этих микшеров одинаковы, а их основное различие заключено в функционале меню настроек, или по другому, в комфорте выполнения настроек.
Каждый из микшеров MX-300, MX-310, MX-320 позволяет подключить до четырех активных микрофонов к своим линейным входам (и не только активных микрофонов) и настроить каждый канал по уровню сигнала индивидуально, либо в сравнении с другими каналами.

Микшеры MX-300 MX-310 MX-320

В микшере MX-300 у каждого канала своя независимая регулировка уровня сигнала, и если вам надо настроить сигнал какого-то микрофона или другого источника линейного сигнала независимо от других каналов, то придется их отключать физически, вытаскивая соответствующие разъемы из микшера.
В микшере MX-310 каждый канал изначально настраивается независимо от других каналов, и есть возможность не выходя из меню настроек прослушать общую звуковую картину.

Микшер MX-320 дает пользователю возможность самостоятельно выбирать, какие из четырех каналов будут активны, и производить настройку каналов, как независимо каждого канала от других, так и в сравнении с одним или несколькими каналами.
Возможность этого микшера оперативно менять конфигурацию задействованных каналов без их физического отключения будет удобна, если в каком-то помещении часто меняется расположение мебели или часто переносится зона активного присутствия людей.

Запись разговоров на переговорах или совещаниях

Интересная особенность аудиомикшеров STELBERRY

Есть у аудиомикшеров STELBERRY такая интересная особенность, что у всех этих микшеров линейные аудиовходы и линейные аудиовыходы.
И эта особенность позволяет наращивать структуру из последовательно соединенных аудиомикшеров, подключая выходы одних микшеров ко входам других микшеров.

То есть, если один микшер позволяет к себе подключить только четыре активных микрофона, то выходы четырех микшеров, подключенные ко входам пятого микшера, уже позволят использовать кластер из шестнадцати активных микрофонов.

Выбор микрофона для большого помещения

Какие же активные микрофоны лучше всего подойдут для прослушивания помещений в связке с микшерами. С учетом того, что в зале может играть фоновая музыка, слышна работающая вентиляция или кондиционеры, то это точно должны быть микрофоны без АРУ (автоматической регулировки усиления) или с отключаемой АРУ. Только микрофоны для помещения без АРУ позволят сохранить разборчивость речи в условиях различных окружающих шумов. Если же использовать микрофоны с АРУ, то автоматическая регулировка усиления будет настраиваться на фоновый шум и вытягивать его до уровня выходного сигнала микрофона, и на записи будет преобладать только этот шум, а полезный сигнал им будет задавлен.

Пример подключения 4-х микрофонов к микшеру STELBERRY

Прослушивание длинных помещений и коридоров


Сложные по акустике помещения представляют из себя обычно вытянутые в длину залы или коридоры, а также большие пустые или полупустые залы, где звуку предоставлена возможность свободно и многократно отражаться от стен, пола и потолка. В таких помещениях оптимальным будет размещение микрофонов вдоль помещения или коридора с определенным шагом, зависящим от чувствительности выбранных активных микрофонов с таким условием, чтобы между микрофонами не было глухих зон.
Например, в таком длинном помещении, при размещении микрофонов на потолке при высоте потолков 2,5-3 метра, микрофоны M-20 должны располагаться примерно на расстоянии 3-4 метров друг от друга, а микрофоны M-60, M-70, с отключенной АРУ, должны располагаться на расстоянии, примерно 7-8 метров друг от друга.
При этом чувствительность активных микрофонов настраивается так, чтобы они немного перекрывали зоны чувствительности соседних микрофонов. Микрофоны с фиксированным усилением хоть и дешевле, но дают больше сложностей с настройками размещения, из-за необходимости более точного подбора высоты своего подвеса и шага монтажа.

Микрофоны с регулировкой чувствительности подходят лучше

Настройка чувствительности микрофонов с небольшим перекрытием зоны чувствительности соседних микрофонов позволит минимизировать эффект гулкости и эха, а также избежать провалов голоса при перемещении говорящих людей в помещении или коридоре.
Затем установленные микрофоны подключаются к микшеру, например к MX-300. И потом, уже на микшере выполняется корректировка усиления каждого канала, чтобы сигналы с микрофонов были одинаковые по громкости. А далее, по требованию заказчика, сигнал с микшера подается на автономный аудиорегистратор, например SPRUT-SR, либо, если в помещении ведется видеонаблюдение, то на линейный аудиовход видеорегистратора или линейный аудиовход IP-камеры.
Такой пример размещения микрофонов несколько условен, как и условно выбранное для примера помещение. Фактически, на практике, шаг и вариант размещения микрофонов должны подбираться экспериментально под каждое конкретное помещение, и универсального «рецепта» тут не существует, в каждом помещении будут свои нюансы, требующее решения на месте.

Пример подключения аудиорегистраторов к микшеру STELBERRY

Прослушивание торговых залов

Торговый зал представляет собой классический вариант большого зала для прослушивания которого одного микрофона явно не достаточно.
Ведь персонал и клиенты могут свободно перемещаться, усложняя условия для аудиорегистрации.
Но часто, для небольших магазинов, площадь помещения которых не слишком велика, достаточно размещения не более четырех активных микрофонов M-60, M-70 на стенах или на потолке, которые будут подключаться к одному микшеру, например MX-300,
а объединенный сигнал с выхода микшера подаваться на линейный аудиовход автономного аудиорегистратора SPRUT-SR.

Размещение микрофонов в зале

Если помещение по форме близко к квадрату и площадь помещения примерно 250 м² а высота потолков не превышает 2,5-3 метров, то достаточно разместить четыре микрофона M-60 или M-70, с отключенной АРУ, ближе к потолку на стенах в точках расположенных на серединах каждой из стен. Если площадь помещения при потолках 2,5-3 метра превышает 250м², но не более 1000м², то еще достаточно четырех микрофонов и одного микшера. Микрофоны M-60, M-70, с отключенной АРУ, в этом случае располагаются на потолке в углах виртуального квадрата в центре зала. Между микрофонами по всем направлениям должно быть расстояние восемь метров.

Пример установки микрофонов STELBERRY в холле

Соответственно, если у вас помещение большей площади и достаточное количество аудиоканалов, то придется увеличивать количество микрофонов и увеличивать количество микшеров. А если у вас имеется только один аудиовход для регистрации разговоров, то придется наращивать структуру из

микшеров, когда выходы 2-4 микшеров подключаются к входам третьего-пятого микшера. И опять же, это общие рекомендации. На практике, шаг и вариант размещения микрофонов придется подбирать экспериментально под каждое конкретное помещение.

Пример подключения 16-ти микрофонов к микшерам STELBERRY и аудиорегистратору SPRUT

Прослушивание сектора в огромном торговом зале


Для очень больших торговых залов применяется зонирование зала по секторам в зависимости от категорий товаров, и обычно, на один такой сектор выделяется один или два менеджера или консультанта-продавца, которые будут консультировать клиентов и выписывать выбранный клиентами товар. И здесь, для контроля качества обслуживания клиентов, хорошо было бы слышать как менеджер или консультант в этом секторе общается с клиентом, какие товары предлагает и предлагает ли вообще.

Наращивание структуры микшеров позволит использовать больше четырех микрофонов

Стеллажи и витрины с товарами могут тянуться на несколько десятков метров и в секторе может быть несколько рядов таких стеллажей.
Соответственно, здесь и пригодиться возможность наращивания структуры из микшеров, чтобы распределить микрофоны по всему сектору, так как одного микшера с четырьмя микрофонами не хватит для прослушивания всей зоны сектора.

Пример подключения 16-ти микрофонов к микшерам STELBERRY

Обычно такие торговые залы имеют очень высокие потолки, а стены могут находиться далеко от размещения сектора с группой товаров, поэтому наиболее рациональным вариантом будет размещение микрофонов на подвесе. Высота подвеса микрофона может жестко зависеть от высоты стеллажей с товаром. И здесь надо понимать зависимость, прослушиваемой микрофоном области помещения, от высоты его подвеса.

Чем выше микрофон от пола, тем с более частым шагом придется располагать активные микрофоны, чтобы между ними не появлялись глухие зоны.
Соответственно, при использовании четырехканального аудиорегистратора, например SPRUT-SR, можно организовать прослушивание четырех таких секторов с кластерами по четыре микрофона в каждом.

Вверх